От абака до компьютера



Бэббидж не только попытался усовершенствовать - часть 47


В дру­гой раз он все же дослушал оперу до конц1, но лишь потому, что по ходу представления обдумывал идею применения цветного света в театре. Увлекшись, как обычно, новой задачей, он ставит множество опытов — наполняет ячейки, образованные плоскими стеклянны­ми пластинками, растворами различно окрашенных со­лей и освещает их затем мощными лампами.

Получив хорошие результаты, Бэббидж переносит опыты в здание Итальянской оперы и даже придумывает танец (трудно представить себе более несовместимые вещи—Бэббидж и хореография!), чтобы продемонстри­ровать свое изобретение. Однако из-за боязни пожара дирекция оперы не согласилась с предложением "изобре­тателя, а он вскоре потерял всякий интерес к театраль­ному освещению.

Драматический театр Бэббидж тоже не жалует: «Тра­гедии я не люблю, а комедии, которые доставляют мне удовольствие, часто возбуждают, мои чувства в значи­тельно большей степени, чем это допускает достоинство философского характера».

Из прозаических произведений он предпочитает «Ро­бинзона Крузо», перечитывает его по многу раз; к сти­хам равнодушен: что может быть прекрасней поэзии чи­сел? Впрочем, иногда он проявляет к поэзии своеобраз­ный интерес.

156

Известному английскому поэту Альфреду Теннисону по поводу строчек

Каждую минуту умирает человек, Но каждую минуту человек рождается...

из только что выпущенной поэмы «Видение греха» Бэб­бидж написал следующее: «... я вынужден со всей серьез­ностью указать Вам, что эти расчеты приводят к выво­ду, что общая сумма населения Земли находится в со­стоянии постоянного равновесия. В то же время хорошо известно, что' упомянутая сумма постоянно увеличива­ется. Поэтому я беру на себя смелость предположить, что в следующем издании Вашей превосходной поэмы ошибочные расчеты, на которые я указал, будут исправ­лены следующим образом:

Каждое мгновение умирает человек,

Но 1,16 человека рождается...

Я могу сообщить Вам и более точную цифру— 1,167, но это, конечно, должно нарушить, ритм стиха...»




Содержание  Назад  Вперед